Путь к славе  


color="Black" style="font-size: 12pt"] Июнь 1819
Александр знакомится с молодым поэтом Адольфом де Левёном. Объединённые общими интересами, Адольф и Александр испытывают глубокую симпатию друг к другу, но вскоре Адольф уезжает в Париж.

1819 – 1820
Случай приводит Александра на спектакль учеников парижской консерватории драматического искусства. Играют «Гамлета» в адаптации некоего Дюси. Дюма очарован. Он достаёт копию пьесы и за три дня выучивает её наизусть. Театр навсегда покорил его.
В Вилле Коттре приезжает бродячая труппа актёров под названием «Робба». Александр не пропускает ни одного представления и постоянно околачивается возле актёров, помогая им ставить спектакли и играя в них.
Адольф де Лёвен возвращается в Вилле Коттре, и Дюма уговаривает его открыть вместе собственный театр. К делу приобщают всех друзей и знакомых, всё изготовляется из подручных средств. Жители городка вовсе не были разбалованы развлечениями, и зал никогда не бывает пуст. Дюма и Лёвен сами пишут пьесы и ставят их. Среди первых работ пьесы «Дружеский обед», «Майор из Страсбурга», «Абенсернаги».
Адольф де Лёвен снова уезжает в Париж, увозя с собой их шедевры, оставляя Александру обещание «пробить» их.

1 октября 1821
Адель Дальвэн, его первая любовница, выходит замуж за кондитера Николя-Луи-Себастьяна Аннике, который старше её на тринадцать лет.

Ноябрь 1822
Александр приезжает в Париж. Адольф де Левён знакомит его с великим актёром Франсуа-Жозефом Тальма. Когда Александр смущённо признаётся ему, что работает клерком, Тальма напоминает ему, что Корнель тоже был клерком, и торжественно объявляет: «Господа, представляю вам будущего Корнеля!» Затем по просьбе Александра он прикоснулся к его лбу и сказал: «Нарекаю тебя поэтом во имя Шекспира, Корнеля и Шиллера».

Январь 1823
В «Альманахе для девиц» публикуется стихотворение Дюма.

Апрель 1823
Дюма навсегда переезжает в Париж, оставив в Вилле-Коттре старенькую маму с обещанием, что заберёт её к себе, как только устроится. Он расчитывает на помощь влиятельных старых друзей отца, но маршал Журдан не поверил, или сделал вид, что не поверил, якобы Александр – сын генерала Дюма, генерал Себастьяни указал юноше на дверь, а военный министр герцог Беллюнский вообще отказал ему в аудиенции. Его последней надеждой был генерал Фуа, который очень радужно его принял и всеми силами пытался помочь, но в начале дело никак не клеилось: Александр не знал ни иностранных языков, ни математики, ни бухгалтерии... вконец отчаявшийся генерал просит Александра оставить свой адрес на случай, если вдруг у него найдётся работа для него. Александр берёт перо и герцог восхищённо смотрит, как он пишет. У него чудесный почерк, и генерал сегодня же порекомендует его в канцелярию герцога Орлеанского, он же будущий король Франции Луи-Филипп. На следущий день должность была его.

Часть свободного времени он посвящает Манет Тьери, бывшей жительнице Вилле-Коттре, которая теперь работает кастеляншей в пансионате, но вскоре переключается на белошвейку Мари-Катрин-Лор Лабе, свою соседку по лестничной площадке.
27 июля 1824
На свет появляется сын Александра Дюма и Катрин Лабе, Александр.

На работе он тоже добивается успехов: его усердие, старание понравиться и естественно, потрясающий почерк не остаются незамеченными, и Дюма вводят в штат. Так как вместе с этим он получает прибавку в триста франков, он имеет возможность перевести к себе свою мать, которая продаёт свою лавчонку и перебирается в Париж, который снимает для них новую квартиру. Мари-Луиза даже не подозревает, что она уже бабушка, только через много лет ей станет известно о существовании Александра Дюма-сына.

Тем временем Александр почти каждый вечер ходит в театр, читает классиков и пишет пьесы вместе с Адольфом де Лёвеном. Как-то на пьесе «Вампир» он разговорился с неким молодым человеком, который посоветовал Дюма читать классиков, и только уже потом начинать писать самому. Он же даёт ему список литературы. Этот молодой человек – писатель Шарль Нодье, соавтор «Вампира». Впоследствии он станет другом и учителем Дюма.

Александру приходит в голову взять в сотрудники популярного автора, и вместе с писателем Руссо они пишут пьесу «Любовь и охота». Она была принята театром «Амбигю-комик», поставлена в сентябре 1825-го года и имела большой успех. Имени Дюма на афише нет, в издании он ограничивается именем Дави. И хотя сам Дюма мотивировал это желанием ставить имя Дюма только на по-настоящему стоящих вещах, истинная причина скорее всего заключается в крайне негативном отношении герцога Оранского, его начальника, к мелким чиновникам, которые занимаются литературой. Поэтому и свою следущую работу «Свадьба и погребение» он пишет под большим секретом, взяв в соавторы своего друга по работе, заместителя началника канцелярии Эсперанса Ипполита Лассаня и некоего Вальпена. Её принимают в театре «Порт сен Мартен», и в ноябре 1826-го года она будет поставлена.

В самом начале 1826-го года он за свой счёт издаёт сборник стихов «Элегия на смерть генерала Фуа», который получает очень хорошие отзывы. Воодушевлённый, Дюма принимается за писание новелл. Сборник «Современные рассказы» выходит в мае 1826-го года тиражом в тысячу экземпляров. Половину расходов взял на себя издатель. Несмотря на благожелательность критиков, было продано всего лишь четыре экземпляра. Тогда Дюма и Адольф де Лёвен основывают ежемесячный литературный журнал «Психея», в котором публикуют, среди прочих, и собственные творения. Немало поэтов публиковало свои стихи в этом журнале, в их числе Нодье, Шатобриан, Марселина Деборд-Вальмор, Виктор Гюго и другие. Благодаря «Психее», имя Дюма приобретает всё большую известность в литературных кругах.

Прекрасно понимая, что ему ни за что на свете не пробиться без связей, он заводит знакомства с влиятельными людьми. Среди них – семейство Вильнав. Глава семьи был известным литератором и историком, ярым библиофилом и собирателем автографов. Его дочь Мелани писала стихи и собирала по понедельникам литературных знаменитостей в своём литературном салоне. Она была замужем за капитаном Вальдором, служившем в далёком гарнизоне, и имела четырёхлетнюю дочь. Александр легко покорил старика Вильнава, подарив ему письмо Наполеона к генералу Дюма, подписанное «Буонапарте». У Вильнава имелось письмо, датированое несколькими месяцами спустя, но подписанное уже «Бонапарт». Немудрено, что Дюма был принят в салон Вильнавов в распростёртыми объятиями. Мелани ввела его во все аристократические салоны, которые она посещала. Он посвящает ей стихи, она посылает ему свои. Он заваливает её любовными посланиями, она отвечает его ухаживаниям. В сентябре 1827-го года они становятся любовниками.

Как-то, при посещении салона живописи, внимание Александра привлекла скульптура под названием «Кристина и Мональдески», на которой изображалось убийство бывшего любовника королевы Швеции Христины по её же приказу. Тем же вечером он отправляется к Фредерику Сулье, непрактикующему адвокату, занимающемуся литературой, и обладателю весьма солидной библиотеки, и во «Всемирной Биографии» находит сведения об этой паре. Прочитанного более чем достаточно, чтобы понять, какую прекрасную трагедию можно поставить на этом сюжете. Он делится своими соображениями с Сулье и предлагает ему сотрудничество, но тот отнюдь не разделяет оптимизм приятеля. Дюма не единственный, кто видел скульптуру, и без сомнения, подобная мысль придёт в голову не ему одному. Даже сам Сулье собирается писать свою «Христину», и он ручается, что через пол года театры будут завалены «Христинами». «Пол года?» раздумывает Александр, «Ну так что, я напишу её за два месяца!»

Через два месяца «Христина действительно была написана, но что же дальше? Знакомый суфлёв говорит, что надо обязательно найти путь к барону Тейлору, иначе придётся ждать очереди несколько лет. И тут Дюма вспоминает о Шарле Нодье, который был как-то так мил с ним на премьере «Вампира». Дюма пишет Нодье, напоминает ему о их встрече в театре, об их разговоре и умоляет его порекомендовать его барону Тейлору. Отзывчивый Нодье помогает юноше и устраивает ему читку у Тейлора. Зная, как сильно страдает Тейлор, целыми днями выслушивая прескучнейшие пьесы, Дюма сразу предлагает ему прочитать лишь первый акт, и только если ему понравится, он продолжит чтение. Тейлор очарован пьесой, он немедленно позаботится о читке перед комитетом «Комеди Франсе». Там «Христина» была принята с поправками. Для поправок её передают некоему академику Пикару. Прочитав «Христину» он вызывает Александра к себе, и советует ему крепко держаться за свою должность у герцога Орлеанского, так как в литературе он никогда ничего не добъётся. На помощь приходит Шарль Нодье, который уверяет, что «Христина» является одним из самых лучших произведений, которые он прочёл за последние двадцать лет. Дюма обращается за помощью к актёру Самсону, который исправляет пьесу и добивается вторичного чтения для неё.

30.4.1828
«Христина» принята единогласно к постановке в театре «Комеди Франсе». Эту новость не преминули сообщить газеты, не забыв намекнуть, что автор, который ранее ничего не написал, работает в канцелярии герцога Орлеанского, который и рекомендовал его. В результате цензура запрещает «Христину».

Как-то раз, когда Александр уже почти отчаялся, ему на глаза попался том Анкетиля. Есть несколько версий по поводу того, как произошло это событие, но это неважно, главное – последствия. Так вот, книга эта была открыта на странице, которая мгновенно привлекла внимание Дюма. Там он прочитал рассказ о Екатерине Клевской, жене герцога де Гиза, у которой был любовник по имени Сен-Мегрен – фаворит короля Генриха III. Узнав об этом, Гиз предлагает жене самой выбрать способ умереть – от яда либо от кинжала. Женщина пьёт яд, и только через час муж сообщает ей, что она выпила всего-лишь суп.Заинтригованный, Дюма читает источники той эпохи, и натыкается на другой рассказ, историю вельможи Бюсси, который был убит синьором де Монсоро, мужем своей любовницы, которая и вызвала его на то роковое свидание. Александр обращает внимание на одно очень странное совпадение – род Валуа пришёл ко власти после того, как три сына Филиппа Красивого из династии Капетингов – ЛюдовикX, ФилиппV и КарлIV умерли,не оставив после себя мужского потомства. Род Валуа угас со смертью ГенрихаIII, который правил Францией после смерти своих братьев ФранцискаII и КарлаIX. На престоле его сменил Генрих Наваррский, первый из Бурбонов. Вот и теперешний король, унаследовавший трон после своих братьев ЛюдовикаXVI и ЛюдовикаXVIII является последним из Бурбонов. Не герцог ли Орлеанский, его кузен, сменит его? Вот где кроется настоящая драма, вот на чём можно построить интригу и на чём сыграть, чтобы привлечь к своей скромной драме и такой же скромной персоне общественный интерес!
Тем временем, как и предсказывал Сулье, Париж был в буквальном смысле завален «Христинами». К несчастью для Александра Дюма, автор одной из них, Броль, являлся близким другом любовницы редактора одной из самых влиятельных газет. Этот редактор заявил, что объявит войну «Комеди Франсе» на страницах своей газеты если театр не примет драму Броля. Дюма настоятельно советуют отказаться от своей «Христины», тем Более Броль очень болен, жить ему осталось совсем недолго, и подобный жест был бы очень благороден со стороны Александра. В противном случае, он рискует нажить смертельных врагов, способных навсегда перекрыть ему путь к литературной славе. За отсуствием выбора, Дюма даёт согласие и целиком переключается на новую драму «Генрих III и его двор».

17.9.1828
Читка драмы «ГенрихIII и его двор». Принята к постановке без голосования!
Как и следовало ожидать, ещё до премьеры во всём Париже только и говорили об этой драме: о роскошных костюмах, о прекрасных декорациях, о неподражаемой игре актёров – мадемуазель Марс и Мишло, но больше всего о политическом смысле драмы.

10.2.1829
Премьера драмы Александра Дюма «Генрих III и его двор».
Среди присуствующих – сам герцог Орлеанский со всей своей свитой, представители аристократии и даже несколько иностранных принцев. Это был настоящий триумф. Все были в полном восторге, аплодировали даже женщины. Когда в конце вышли объявить имя автора, сам герцог Орлеанский стоял с непокрытой головой. На следущее утро Александр Дюма проснулся знаменитым.

Впрочем, в ту ночь он не спал, и вовсе не из-за премьеры.Чуть ранее Александр информирует мать, что у неё есть пятилетний внук. Это известие привело несчастную Мари-Луизу к гипертоническому кризу, наступившего в результате слишком сильного волнения, к спазме сосудов головного мозга с нарушением деятельности правого полушария и к одностороннему параличу. Так что к моменту премьеры мать его тяжело больна, и во время каждого антракта он бежит домой справится об её самочуствии.

Александр относит рукопись книгопродавцу, и получает за неё шесть тысяч франков. Потом он узнаёт, что пьесу... снова запретили! Огромными усилиями Александру удаётся снять запрет. Герцог Орлеанский присуствует и на втором представлении.

Краткая биография Александра Дюма
Детство Александра Дюма
на главную страницу