| |||
ont-size: 12pt"]
20-го ноября 17 О этом узнике писали Александр Сергеевич Пушкин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи и многие другие. Александр Дюма тоже не мог обойти эту тему, и ввёл «Железную Маску» в сюжет «Виконта де Бражелон». У Дюма «Железной Маской» является брат-близнец короля, похожий на него как две капли воды, чем и обьясняется его обязанность носить маску. Эту идею Дюма подчерпнул у Вольтера, по мнению которого «Железной Маской» был ни кто иной как старший брат короля Людовика XIV, сын Анны Австрийской и одного из её фаворитов. Эта версия мгновенно завоевала популярность, так как давала логичный ответ на вопрос, зачем же всё таки узник носил маску. Эта версия породила множество других версий, ставящих под сомнение не только честь королевы-матери, но и законность всех Бурбонов начиная с Людовика XIV. По одной из них, «маской» был сын Людовика XIII, а на престол был возведён сын Анны Австрийской и кардинала Мазарини. В 1801-ом году эта легенда была использована сторонниками Наполеона Боннапарта. Появились листовки в которых говорилось, что Наполеон – потомок «Железной Маски». По другой версии, «Железной Маской» был бывший суперинтендант финансов Людовика XIV, Никола Фуке. Фуке составил огромное состояние на финансовых махинациях, и был арестован в 1664-ом году по приказу короля. Он был обвинён в финансовых аферах, оскорблении его величества короля и подстрекательстве к мятежу, и был приговорён к пожизненному изгнанию с конфискацией имущества. Этот приговор был вскоре заменён на тюремное заключение. По официальным данным, он умер в 1780-ом году, однако никто никогда не видел свидетельства о его смерти, нет никаких данных о его похоранах. Его тело было выдано его семье лишь через несколько недель, и возможно, это было вовсе не его тело. Так как всё, что связано с жизнью Фуке после ареста окутано тайной, и его смерть выглядит по крайней мере странной, то вполне вероятно, что он и стал «Маской». Это также обьясняет ношение маски, и запрет под угрозой смерти вступать с кем- либо в контакт. Другая версия видит в «Железной Маске» некоего Лозена, капитана королевской гвардии. Он попал в тюрьму за то, что оскорбил мадам де Монтеспан, фаворитку короля. Известно, что Лозен проделал вход в камеру Фуке, и двое арестантов стали регулярно встречаться друг м другом. Однако эта версия маловероятна, хотя бы потому, что Лоне был арестован в 1671-ом году, тогда как «Маска» была заключена в тюрьму двумя годами ранее. Более вероятно, что «Маской» был некто граф Маттиоли. Известно, что он был арестован за выдачу правителям Австрии, Испании, Пьемонта и Венецианской республики секрета сделки о продаже Франции приграничного города Касале. В 1679-ом году он был перевезён в Пиньероль в строжайшей тайне с чёрной бархатной маской на лице. К слову, многие исследователи убеждены, что маска, на самом деле всегда была и оставалась бархатной с металическими застёжками, а железная маска – не более чем выдумка Вольтера, желающего придать драматичность своему рассказу. Так что Маттиоли – вполне подходящая кандидатура на роль «маски». Если не принимать во внимание, что скорее всего Маттиоли умер в 1694-м году. Ещё одна версия предполагает, что таинственным узником был чернокожий слуга и любовник королевы Марии-Терезии. Эта версия подкрепляется тем фактом, что в 1694-ом году у королевы родилась темнокожая дочь. Впрочем, современные учёные-генетики утверждают, что рождение смуглого ребёнка вполне реально, так как далёкие предки Марии-Терезии были арабами. Некоторые полагают, что «маской» был известный драматург Мольер, который своими выпадами против власть имущих в своих пьесах завоевал их глубокую ненависть. Впрочем, они не были единственные, кто не любил его, многим претили его взгляды на жизнь, его выпады против общества и в особенности его атеизм. В результате поползли слухи, что Мольер на самом деле не умер в 1673-м году, в был заключён в тюрьму. Впрочем, мы уже упоминали, что «маска» была арестована в 1669-м году, то есть на четыре года раньше мнимой или истинной смерти Мольера. Существует мнение, что «маской» был англичанин, в частности один из незаконнорожденных сыновей короля Карла II, который хотел занять место своего отца на английском престоле. Более вероятно, что «маской» был человек, которому были известны государственные секреты, например, секреты того же Фуке. Возможно, он узнал о них случайно, и возможно, даже не догадывался о их ценности. В этом случае, речь идёт о человеке малоизвестном, занимающем не очень высокое место при дворе, однако обладающим некой тайной. В таком случае понятно желание отгородить его от общества, запретить любые контакты с людьми и тщательно стеречь. Только не проще ли просто казнить этого человека? В те времена для короля было бы пустяковым делом лишить жизни простого дворянина, или даже не дворянина вовсе. Простого такого опасного человека он бы не оставил в живых. К тому же, снова поднимается вечный вопрос: для чего нужна маска?! Да и была ли маска вообще? Мы уже говорили, в какой-то период железная маска была заменена на бархатную или наоборот – бархатная на железную. Возможно, маска была всё время бархатная. Так вот, точно так же, как говорят, что железная маска это выдумка Вольтера, говорят, что и сама история про маску выдумана от начала до конца. Но кому же выгодно сочинять подобные легенды? Вспомним о Сен-Маре, тюремщике нашей «маски». Известно, что этот господин был неимоверно тщеславен, и более всего в жизни мечтал о богатстве и власти, или по крайней мере иметь репутацию человека богатого и властного. О «Человеке в железной маске» мы знаем в основном от людей, видевших узника во время его «путешествий» из одной тюрьмы в другую и из редких источников, дающих, как правило противоречивую или непонятную информацию. Так почему же не предположить, что эти слухи распускал именно Сен-Мар, завоёвывая таким образом уважение и престиж? На фоне других версий, даже эта, на первый взгляд абсолютно невероятная кажется возможной. Так кем же был этот странный человек с такой печальной судьбой? Мы не будем пытаться казаться умнее учёных, которые до сих пор не могут придти к единозначному ответу, но попробует подвести небольшой иног. Итак, что мы имеем? Несомненно, человека, обладающего страшной государственной тайной. Возможно, имеющего внешнее сходство с неким очень известным лицом или обладателем неординарной внешности, возможно пугающей. Человека, которого необходимо изолировать от общества, но оставить в живых несмотря на опасность, которую он представляет. Теперь уже невозможно установить личность этого несчастного заключённого, и его тайна навсегда останется одной из величайших тайн истории. |
другие статьи |
творчество Дюма |
жизнь Дюма |
на главную страницу |